Дом, где каждый двор — тыквенный праздник: входи и не верь глазам!

Проект реконструкции ветхих жилых построек в районе Цяньмэнь на востоке Пекина разработан бюро URBANUS и реализован в 2017 году. Он представляет собой целенаправленную работу в рамках программы восстановления семи дворов, вытянувшихся между улицей West Damochang Street и Luanqing Hutong. Исторически застройка этого квартала формировалась по принципу сыхэюань — плотной, последовательной застройкой, где отдельные дворы, сцепляясь друг с другом, образовывали узкие проходы и аллеи, известные как хутуны. В одном из таких хутунов расположился объект Luanqing Hutong No. 37 — комплекс из трех смежных дворов общей площадью 335 квадратных метров, ориентированных к West Damochang Street.

Когда-то в этих домах располагалось больничное общежитие; оставленные жильцы, однако, давно переехали, и здания свыше десяти лет стояли пустыми, стремительно деградируя. Центральные балки южного дома рухнули, крыши и ограждения исчезли, а внутри накопился слой загрязнений более метра толщиной. Судьба здания обрела неожиданный поворот: два попавших семечка прорастили в этой глинистой среде, и в помещении выросли два больших дерева. Крона одного пробила крышу, ветви проникли через оконные проемы — сцена, одновременно хрупкая и мощная, подвигла архитекторов сохранить эти деревья и заложить в концепцию проекта идею симбиоза нового и древнего.

Сохранение исходной дворовой структуры стало отправной точкой: архитекторы стремились к обновлению традиционной планировочной модели с уважением к историческому контексту. В результате реставрации выделились три отдельные структуры — южный, западный и восточный дома — суммарно 234 квадратных метра. Наибольшие преобразования коснулись южного корпуса, где изначально насчитывалось пять помещений: именно здесь проросли деревья и обрели символическую роль возрождения. Для обеспечения благоприятных условий роста средняя часть дома была оставлена открытой, в манере «дом во дворе», а боковые своды крыши восстановлены традиционными приёмами кладки и кровельных работ.

Чтобы не уменьшать первоначальную жилую площадь, помещения боковых корпусов были расширены в сторону внутреннего пространства. В результате этого маневра появился центральный двор в форме округлой «тыквы» — образный и функциональный центр композиции. Фактически проект породил два двора: просторный, светлый «Тыквенный двор» и меньший, более затемнённый двор с двумя деревьями, прикрытый решёткой над крышей.

«Тыквенный двор» немного вытянут в восточном направлении, что придаёт западному крылу большую глубину и ширину. Непрерывная изогнутая стена, декорированная вертикальной бамбуковой решёткой и рядом стальных дверей с решётчатыми элементами, огибает фасады, соединяя передний и задний дворы и формируя тёплое, интимное пространство центрального двора. На восточной стороне изогнутая стена утоплена под карнизом, а вертикальные бамбуковые преграды мягко «оборачивают» внутреннее пространство, нарушая излишнюю строгость сыхэюань и внося ритм гибкости. В отличие от традиционного хутунного двора, внутреннее пространство «Тыквенного двора» открыто небу, но направлено внутрь участка — это усиливает его медитативную, духовную природу.

Функционально комплекс разделён на три самостоятельные зоны. Восточное крыло и юго-восточный угол могут функционировать как две отдельных жилых единицы; юго-западный угол — как офисное пространство. Глубокое западное крыло, благодаря своей пространственной характеристике, пригодно к делению на две части и использованию под выставочные или общественные мероприятия.

Проект воссоздаёт умиротворённую атмосферу внутреннего городка, порождая интровертные пространства, которые поглощают внешний городской шум и одновременно возрождают архитектурную и социальную память старого города.














